postheadericon Служба СППС

   

Депривация, или если вашему ребенку недостает любви…

 

Почему дети несчастны? Что будет с недолюбленным ребенком, когда он вырастет? Все ли родители видят, когда с их чадом «происходит что-то не то»? И самое главное — как помочь и детям, и родителям?

Что такое депривация?

Психологи и психиатры встречаются с ребенком и его родителями, его семьей, чаще всего, когда неблагополучие ребенка сообщает о себе каким-либо из выраженных болезненных проявлений: страхи, навязчивости, невротические реакции, негативизм, агрессивность, нарушение сна, нарушение пищевого поведения, проблемы с общением, проблемы половой, ролевой идентификации,.

Сам термин «депривация» стал широко известным в 40-50 гг. ХХ века – период массового сиротства. Исследования тех лет показали, что дети, лишенные материнской заботы и любви в раннем детстве испытывают задержку и отклонения в эмоциональном, физическом и интеллектуальном развитии. Кстати тогда же появилось понятие «анаклектическая депрессия»: множество младенцев, перенесших в самые первые месяцы своей жизни разлуку с матерью, вскоре переставали отвечать на общение, переставали нормально спать, отказывались от еды и погибали.

Соответственно, можно сказать, что депривация – это лишение человека чего-то сущностно ему необходимого, обязательно влекущее за собой некое искажение (разрушение, опустошение) жизни данного человека.

Существует пищевая, двигательная, сенсорная, социальная, эмоциональная и многие другие виды деприваций.

Трудный багаж

Детство – особый, наиболее тонкий и хрупкий период, когда формируется в некотором смысле «ткань» всей последующей жизни человека. И поэтому бесконечно значимым становится все, что происходит и как происходит.

Мы никогда не знаем, с каким запасом сил приходит в жизнь ребенок, но должны знать, что любая депривация наносит ему ущерб, что любая депривация – это трата жизненных сил, трата витальной энергии. Мы должны хорошо понимать, что вся последующая взрослая жизнь нашего ребенка будет нести на себе следы детских деприваций (суть – история искажений).

Ребенок – крайне несвободное существо. Он приходит в мир, и этот мир явлен для него его родителями, его семьей. И именно семья становится тем пространством, которое может отчасти уже в самом себе содержать депривационные для ребенка риски, именно семья становится тем пространством, которое сможет амортизировать (смягчать) и компенсировать существующие и случающиеся депривации, или, напротив, будет их усиливать, утяжелять и длить, а то и вовсе – порождать и множить.

Претерпевая депривацию, ребенок испытывает состояние, которое можно сравнить с тем, что испытывает человек, стоящий на краю отвесной скалы, когда его внезапно что-то толкает… И он летит… В абсолютном одиночестве… Что там внизу? Подхватят ли, поймают ли? Быть может, все обойдется благополучно. Но мгновений такого полета достаточно, чтобы претерпеть нечто ужасное. И именно такого рода опыт переживания ужасного в полном одиночестве получает ребенок с особенной силой в ситуациях материнской депривации, которую иначе можно было бы назвать депривацией любви.

 

О материнской депривации

Любая реальная разлука с матерью может оказать сильнейшее депривационное действие:

– послеродовая ситуация, когда ребенка не сразу отдают матери;

– ситуации длительных отъездов матери (в отпуск, на сессию, по работе, в больницу);

– ситуации, когда с ребенком большую часть времени проводят другие люди (бабушки, няни), когда эти люди калейдоскопом меняются перед ребенком;

– когда ребенок на «пятидневке» (а то и на «смене» – месячной, годовой) у бабушки или другого человека;

– когда ребенка отдают в ясли;

– когда отдают в детсад преждевременно (а ребенок еще не готов);

– когда ребенок оказался в больнице без матери и мн.др..

Скрытая материнская депривация – ситуации, когда нет явной разлуки ребенка с матерью, но есть явная недостаточность их отношений или определенные нестроения этих отношений. Подобное всегда наблюдается:

– в многодетных семьях, где дети, как правило, рождаются с интервалом времени меньшим, чем 3 года, и мать в принципе не может уделить каждому ребенку столько внимания, сколько ему нужно;

– в семьях, где мать имеет серьезные проблемы с собственным физическим здоровьем (не может в полной мере осуществлять заботу – поднимать, носить на руках и пр.), и/или с психическим (при депрессивных состояниях нет достаточной степени «присутствия» для ребенка, при более глубоких психических патологиях – весь уход за ребенком от «А» до «Я» становится неадекватным);

– в семьях, где мать в ситуации длительного стресса (болезни близких, конфликты и пр., и, соответственно, мать в длящемся состоянии подавленности, возбуждения, раздражения или недовольства);

– в семьях, где отношения родителей между собой формальны, лицемерны, конкурентны, неприязненны или прямо враждебны;

– когда мать жестко следует разного рода схемам (научным или ненаучным) ухода за ребенком (которые обычно слишком общие, чтобы подходить конкретному ребенку) и не чувствует реальных нужд своего ребенка;

– данный вид депривации всегда претерпевает первый ребенок семьи при появлении второго, т.к. утрачивает свою «единственность»;

– и, конечно, материнскую депривацию испытывают дети, которых не хотели и/или не хотят.

Материнская депривация не только в младенчестве, но и на всех следующих возрастных этапах развития ребенка не утрачивает калечащую силу своего действия. К каким бы конкретным реактивным последствиям она не приводила бы каждый раз в каждом отдельном случае – от легких незначительных проявлений регрессивного поведения до картины развернутой депрессии или аутизма – можно сказать, что мишень ее опустошающего и искажающего удара это:

отношение человека к самому себе (неприятие своего тела, аутоагрессия и пр. – это отдаленные следствия материнской депривации);

возможность устанавливать полноценные человеческие отношения с другими людьми.

Лишение ребенка опыта любви приведет к тому, что он будет неспособен любить сам, что его жизненные сценарии будут лишены возможности «давать» любовь, а будут подчинены принципу «добрать». Всю последующую жизнь он будет смотреть на других людей через призму отчуждения, безразличия или обиды, агрессии и, соответственно, реализовывать программы «использования и манипулирования» или «властвования, обесценивания и уничтожения».

Патериальная (отцовская) депривация в детском возрасте также несет серьезную угрозу нормальному развитию ребенка, но она коснется иных аспектов и скажется больше на формировании ролевых жизненных установок и диспозиций и, кроме того, внесет определенные сюжетные содержания в их возможные искажения. Риск патериальной депривации для ребенка особенно велик в ситуациях:

– неполной семьи, когда отец отсутствует вовсе;

– когда отношение отца к ребенку совершенно отчужденное;

– когда отец в своем отношении реализует отнюдь не отеческие интенции (например, компенсируя на ребенке свои нереализованные в другом месте (на работе, с женой) властные амбиции и мн. др.);

– в семьях, где наблюдаются разного рода деформации самой семейной структуры и нарушены роле-половые отношения между родителями (например, семьи, где феминистическая настроенность женщины ведет к постоянному уничижению мужского вообще, или семьи со смещением ролей, когда роль матери берет на себя отец и мн. др.).

Если мы с вами ретроспективно обернемся на свое детство, на детство своих родителей и родителей их родителей, то увидим, что на протяжении последнего столетия (активно простимулировавшего большинство описанных выше ситуаций и закрепившего их в статусе массовых явлений) происходит трагическое родовое накопление деприваций. И каждое следующее поколение становится все более неспособно осуществлять свое родительство.

Как быть?

Какого бы уровня не коснулись депривационные последствия у ребенка, их необходимо лечить (подхватывать и компенсировать как можно скорее).

– Если речь идет о болезненном состоянии (психосоматическом или психическом) ребенка и его родителей – необходим врач психиатр.

– Если нужно вообще сориентироваться в ситуации (кто я? каков мой ребенок?), разобраться в структуре проблем, научиться понимать (учитывать) возможности и невозможности друг друга, выстроить тактику имеющих психотерапевтический эффект мероприятий и занятий, а также стратегию шагов, способных компенсировать последствия деприваций – необходим психолог.

–Если речь идет об отдельных аспектах интеллектуальной депривации ребенка – необходим педагог.

– Если же речь идет об истинном примирении непримиримого – это становится возможным только перед лицом Бога и не может быть решаемо вне духовного пространства.

Кроме того, понимая, что пределом чаяний всех родителей является задача не просто вырастить ребенка, но вырастить личность, отметим, что понятие личность – это понятие, о котором уместнее рассуждать в богословии, нежели в психологии. Слово личность встроено в семантический ряд лик-личность-личина и тем самым предполагает векторность: личность существует лишь в динамике приближения к Богу, в динамике восстановления целостности человеческой природы (становясь ликом). И если лик поистине неповторим и уникален, то личина как путь удаления от Бога, путь утраты целостности человеческой природы, ее ущерба, будет иметь совершенно типические проявления.

Предельно упростив, можно сказать, что вся эта возможная, типичная «механика» человека в его «модуле», в его «статике» – удел наук психологии, психиатрии, педагогики. (Искажения, коснувшиеся соматического, психического и психологического статуса человека не могут быть сняты на духовном уровне). В то время как «вектор» принадлежит пространству догматики, а также аскетики и богословия. И поэтому, если мы в христианской культуре – необходим священник.

Психиатр, психолог, педагог, священник – все эти так часто смешиваемые или противопоставляемые в обыденном сознании роли, на самом деле, являются взаимодополняющими сторонами помощи ребенку и его родителям. Здесь не может быть автономных, взаимоисключающих подходов (или только психиатр, или только священник), но должна быть реализована своего рода соборность, дополнительность, чего, к сожалению, на практике мы наблюдаем не часто, но это то, к чему следует стремиться.

 

«Почитай-ка» для семьи, в которой воспитывается ребенок, переживший психологическую травму

 

«Брат всегда говорил мне, что я добрый. И я стал добрым. Он говорил мне, что я наивный, и я стал наивным. Он говорил мне, что я способен на многое, и однажды я спас целый мир»

Джорди Риверс.

Формирование привязанностей– это первое и ключевое действие, необходимое для общего развития и выживания. Наша жизнь напрямую зависит от привязанности. Основополагающие жизненные характеристики, например, наши чувства (самовосприятие, мышление и память), наше отношение к другим людям, способность к саморегуляции, а также нахождение смысла жизни, заложены в ранних переживаниях привязанности между родителем и ребенком. Первые три года развития ребенка привязанность к человеку, который его воспитывает, обеспечивает необходимое основание для роста и развития. Чувствуя себя в безопасности благодаря этой опоре, мы познаем окружающий нас мир и формируем личное отношение к нему.

Пережитые травмы влияют на то, как ребенок общается с другими людьми и реагирует на них, как он переживает свои эмоции, как у него проявляются функции регуляции и адаптации. Они влияют на то, как он запоминает события, удовлетворяет собственные потребности, проходит различные стадии развития и воспринимает самого себя в контексте окружающего мира.

Хроническое плохое обращение с детьми в раннем возрасте является глубочайшим источником травмы, нарушающей привязанность. Принимая во внимание ту роль, которую опыт привязанностей играет в нашем развитии, можно сказать, что любое значительное нарушение этой связи может оказывать на ребенка длительное воздействие.

Стили привязанности у родителей

Все дети рождаются с инстинктом выживания. Новорожденные стремятся к близкому контакту с теми людьми, которые о них заботятся, чтобы обрести безопасность и утешение, когда они находятся в состоянии стресса. Когда родители их защищают, слушают и реагируют на их потребности, дети чувствуют себя в безопасности, и у них формируется безопасный «стиль привязанности».

У детей не может сформироваться привязанность безопасного стиля, если сами родители не способны на такую привязанность. На основании этих переживаний у детей развиваются модели отношений, влияющие на то, как они будут потом воспринимать самих себя и других людей. Например, дети, которых родители защищают и к которым проявляют чуткость, учатся тому, что они этого достойны (позитивное отношение к себе), и что на других людей можно рассчитывать (позитивное отношение к другим).

Иногда детские переживания приводят к тому, что у людей развивается небезопасный стиль привязанности. Исследователи с поведенческим подходом к психологии Джон Боулди, Мэри Эйнсворт и Мэри Мейн делят стили привязанности на различные категории. Рассмотрим три из них.

Избегающий или безразличный стиль привязанности. Некоторые дети сталкиваются с постоянным отсутствием родителей, жестоким общением и недостатком чувствительности. Интересно отметить, что зачастую такие родители не могут вспомнить своего собственного детства или преподносят идеализированную картину своих родителей, даже когда это не подтверждается фактами.

Амбивалентный или переменчивый стиль привязанности. При таком стиле дети сталкиваются с тем, что родители присутствуют в их жизни непоследовательно. Часто таких родителей приводит в смятение их прошлый опыт привязанностей, — они тратят свою энергию на прошлое, поэтому постоянно погружены в раздумья, пассивны или испытывают злость по отношению к своему детству. Возможно, они физически находятся рядом с детьми, однако отделены от них эмоционально.

Дезорганизованный, насильственный, непредсказуемый стиль привязанности. Дети воспринимают своих родителей как страшных или опасных людей, которые иногда являются источником их утешения. Весьма вероятно, что родители с таким стилем привязанности сами воспитывались неорганизованными и непредсказуемыми родителями.

Последствия хронического жестокого обращения в ранние годы жизни ребенка могут быть глубокими и всеобъемлющими, влиять на фундаментальные функции и процессы. Воспитание — это искусство, которое основывается на определенных основополагающих принципах. Воспитание детей с расстройствами привязанности требует невероятного терпения, знаний, сострадания, любви, сопереживания и определенных навыков.

Безусловная любовь к ребенку ускоряет и углубляет процесс формирования привязанности. Научившись принимать и уважать точку зрения и чувства ребенка, родители смогут понять его и более эффективно реагировать на его действия.

 

 

Как предупредить детскую агрессивность?

Агрессия – это поведение, причиняющее ущерб. Агрессия по форме бывает: физическая (избиение, ранение) и вербальная (оскорбление, клевета, отказ от общения). Агрессия всегда сопровождается негативными эмоциями и намерением причинить зло. Согласно некоторым теориям, агрессия является неотъемлемой частью человеческой природы.

Психолог К. Лоренц считал, что агрессия берёт начало из врождённого инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у всех людей, так же как у животных. Агрессивная энергия накапливается с течением времени. И чем больше её в организме, тем менее значимый нужен толчок, чтобы она выплеснулась наружу. Лоренц полагал, что если человек участвует в действиях, не связанных с причинением ущерба, это ослабляет агрессию или предотвращает накопление агрессивной энергии до опасного уровня.

Итак, давайте рассмотрим, как проявляется агрессия у детей разного возраста и что мы, родители, можем сделать, чтобы ее проявления не нанесли непоправимого вреда окружающим и, конечно, самому ребенку.

Как правило, в три-четыре года дети отправляются в садик или начинают ходить в группы развития, на кружки и в секции. И если раньше на каждого малыша приходился как минимум один заинтересованный взрослый, сейчас отношения впервые выходят из-под тотального контроля. В результате нередко возникают недопустимые проявления агрессии (дерется, кусается, портит вещи), требующие немедленного вмешательства со стороны взрослых.

Что делать родителям?

 

В случае проявления ребенком агрессии по отношению к другим детям нужно прекратить игру, закончить прогулку, уйти с праздника, покинуть детскую площадку – быстро и решительно. Если ребенок перевозбужден, кричит, плачет, не спешите с нотацией, помогите успокоиться, дайте попить – и вот тогда уже разберите ситуацию. Правило простое: удовольствие прекращается немедленно, начинается рутина.

Игнорируйте незначительную агрессию. Когда агрессия детей не опасна и объяснима, взрослому целесообразно реагировать на поведение ребёнка следующим образом:  просто «не замечайте» реакцию ребёнка (подростка); выражайте понимание чувств ребенка: «Я понимаю, что тебе обидно»; переключайте внимание ребёнка на что-то, например, предложите выполнить какое-либо задание (поиграть); позитивно обозначьте его поведение: «Ты злишься потому, что устал».

Акцентируйте внимание на поступках (поведении), а не на личности ребёнка. В момент агрессии опишите поведение ребёнка при помощи следующих словесных вариантов: «Ты ведёшь себя агрессивно» (констатация факта); «Ты злишься?»(констатирующий вопрос); «Ты хочешь меня обидеть?», «Ты демонстрируешь мне силу?» (раскрытие мотивов агрессора); «Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я напрягаюсь, когда кто-то громко кричит» (раскрытие собственных чувств по отношению к нежелательному поведению); «Ты нарушаешь правила поведения».

Контролируйте собственные негативные эмоции.  Демонстрируя свою агрессию, ребёнок проявляет негативные эмоции: раздражение, гнев, возмущение, страх, беспомощность. При общении с агрессивно настроенным ребёнком аналогичные эмоции могут возникнуть и у взрослого. Но взрослый, должен уметь сдерживаться. Контролируйте себя, демонстрируя положительный пример в обращении со встречной агрессией, и сохраняйте партнёрские отношения, необходимые для дальнейшего сотрудничества.

Старайтесь: не повышать голос, не кричать, не устрашать; не демонстрировать свою власть: «Будет так, как я скажу»; не принимать агрессивные позы и жесты (сжатые челюсти, пальцы в кулаки); не смеяться над ребёнком, не передразнивать его; не оценивать личность ребёнка или его друзей; не использовать физическую силу, не угрожать; не читать нотации, проповеди;
не оправдываться, не пытаться защищать себя или подкупать ребёнка.

Зачастую агрессивное поведение детей связано с желанием вызвать гнев взрослого, тем самым показав его слабость. Если взрослые попадаются на эту «удочку» – они теряют свой авторитет в глазах детей и возможность устанавливать партнёрские отношения. Взрослый должен проявить усилия, чтобы снизить напряжение и агрессию.

   Сохраняйте положительную репутацию ребёнка.  Публичное обсуждение может его больно ранить и, как правило, приведёт только к усилению агрессивного поведения в дальнейшем. Чтобы сохранить ребёнку положительную репутацию, используйте следующие варианты поведения с ним:
«Ты, возможно, неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть» (публично минимизируйте вину ребёнка);  позвольте выполнить ваше требование частично, по-своему;  предложите ребёнку договор с взаимными уступками.

Формируйте у ребенка эмпатию – умение встать на место другого. Проще говоря, плакать не только когда ударился сам, а и когда ушибся кто-то еще. Ребенок, умеющий сочувствовать, никогда не причинит боль нарочно.

Уделите внимание развитию речи, расширению словарного запаса малыша. Покажите разницу между «обиделся» и «злюсь», «грустно» и «тревожно», учите слышать себя и понимать, когда «я устал», «я голоден», «надоело, хочу домой», помогите выражать ощущения словами. И, конечно, прислушивайтесь к этим словам, реагируйте на них, выполняйте просьбы, хвалите, когда сыну или дочери удается поймать момент «сейчас взорвусь» и предупредить об этом.

Дайте ребенку легальные способы выражения негативных эмоций. Драться нельзя, кусаться нельзя – а что можно? Можно – пинать мячик, камень, каштан, рвать ненужные газеты (и никогда – книги), мять и комкать бумагу, швырять бумажные комки в стену, бить подушку, ругаться (да-да, научите ребенка «разрешенным ругательствам» – пусть это будут названия кактусов, или городов в Мексике, или только ваши с ним придуманные слова).

Демонстрируйте неагрессивное поведение.  В результате конфликта обе стороны теряют контроль. Вы должны помнить, что чем меньше возраст ребёнка, тем более доброжелательным должно быть ваше поведение в ответ на агрессию. Поведение взрослого должно быть противоположно плохому поведению ребёнка (подростка). Поэтому здесь возможно использование следующих приёмов: выдерживайте паузу (выслушивайте молча);
тайм-аут (предоставьте ребёнку возможность успокоиться в одиночестве);
внушайте спокойствие жестами, мимикой; шутите («Ты сейчас выглядишь круче Шварценегера»).

Если у вас получилось задавить проявления агрессии – будьте уверены, она непременно «вылезет» в другом месте и в другое время. Поэтому ваша задача – научить, как МОЖНО проявлять свой гнев и свое недовольство. Научите ребенка искренне извиняться. Не бурчать дежурное «я больше не буду», а не стесняться признать, что был неправ. Лучше всего учить этому своим собственным примером.

Изящный уход – это дипломатический манёвр, позволяющий всем участникам спокойно выйти из конфликтной ситуации. Любая оригинальная или нестандартная реакция взрослого на агрессивное поведение ребёнка помогает уладить проблемную ситуацию лучше, чем угрозы и физические меры.
Переключить внимание ребёнка можно на игру. Игра – самый лучший способ весёлого и занимательного времяпрепровождения, а также это лучший способ снять эмоциональное напряжение, тревоги, страх. На смену агрессии в игре приходит уверенность в себе, развивается позитивная самооценка, укрепляется эмоциональная сфера ребёнка.

Игры освобождают ребёнка от накопившейся негативной энергии. Конечно, всякая другая игра, например подвижная, также снимает агрессию, но часто у родителей после тяжёлого рабочего дня нет сил бегать по квартире с ребёнком или пойти с ним на улицу. Данные игры минимизируют деятельность взрослого в игре с детьми, не требуют много места и особого оборудования. Предлагайте ребёнку поиграть, если вы видите, что для него «всё не то и не так», когда он зол или скучает, или когда он сам просит вас поиграть с ним.
Играя, соблюдайте следующие правила:  1. Всякий раз обязательно хвалите ребёнка: «Хорошо!», «Молодец!», «Умница!», «Как у тебя здорово получается!», «Смотри, как нам интересно!» 2. Атмосфера в процессе игры должна быть обязательно положительной. Наслаждайтесь игрой сами! Она снимет напряжение, раздражение, усталость. 3. Даже самые неожиданные и странные ответы ребёнка – хорошие! В игре нет «правильного» или «неправильного». Хорошо то, что оригинально и нестандартно.

 

ИГРА «ДА И НЕТ»

Цель: снять у ребёнка состояние апатии, усталости, пробудить жизненны силы. Оборудование: небольшой колокольчик. Ход игры. Самое замечательное, что в игре задействован только голос. Вы с ребёнком должны будете вести воображаемый бой словами. Решите, кто начнёт и скажет слово «да», а другой будет говорить слово «нет». Весь ваш спор будет состоять из двух этих слов. Начать нужно очень тихо, вполголоса и далее увеличивать громкость до тех пор, пока кто-то из вас двоих не решит, что громче уже некуда. Тогда он возьмет колокольчик и позвонит. Звон колокольчика – сигнал к тому, что нужно замолчать и почувствовать, как приятно побыть в тишине.

ИГРА «КЛЯКСЫ»

Цель: снять у ребёнка страх и состояние агрессии. Оборудование: чистые листы бумаги, жидкая краска (можно гуашь). Ход игры. Вы предлагаете ребёнку взять на кисточку немного краски любого цвета и плеснуть «кляксу» на лист. Сложите лист вдвое так, чтобы «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Разверните лист и постарайтесь понять, на кого или на что похожа полученная двухсторонняя «клякса». Агрессивные или подавленные дети выбирают тёмные цвета и видят в своих «кляксах» агрессивные сюжеты (чудовищ, страшных пауков и т. д.). Через обсуждение «страшного рисунка» агрессия ребёнка выходит, он освобождается от отрицательный энергии. Родители должны брать для своей «кляксы» обязательно светлые краски и придумывать приятные, спокойные ассоциации (бабочки, сказочные цветы, деревья и т. д.).

ИГРА «РУБКА ДРОВ»

Цель: дать возможность детям почувствовать свою агрессивную энергию и выбросить её через движение. Ход игры. Предложите взять ребёнку в руки воображаемый топор. Покажите, как топором рубят дрова. Попросите ребёнка показать, какой толщины кусок бревна ему бы хотелось разрубить. Скажите, что нужно поставить бревно на пень, поднять топор высоко над головой и опустить его на бревно, громко вскрикнув «Ха!». Затем поставьте чурку перед ребёнком и предложите рубить её 2–3 минуты. В конце он должен сказать, сколько чурок перерубил. Можете рубить дрова вдвоём, втроём, то есть всей семьёй. Тогда каждый должен сказать, сколько дров он нарубил.

ИГРА «ТУХ-ТИБИ-ДУХ»

Цель: снять у детей негативные эмоции. Ход игры. Вы говорите: «Вижу, у тебя плохое настроение. Я знаю одно волшебное заклинание против дурного настроения. Нужно сделать вот что. Ходи по комнате и сердито-пресердито произноси: «Тух-тиби-дух!» Затем подойди ко мне и тоже сердито-пресердито произнеси это заклинание, затем к маме (папе). Есть один запрет: нельзя смеяться. Повторять заклинание до тех пор, пока оно не подействует».

ИГРА «ПОСЛОВИЦЫ»

Цель: снять у детей усталость, раздражение, развивать воображение, речь, мышление. Ход игры. Вы предлагаете ребёнку либо показать, изобразить простую пословицу, либо объяснить, как он понимает её смысл. Например, пословицу «Тише едешь – дальше будешь» дети интерпретируют так: надо ехать тихо, тогда быстрее приедешь домой.  Пословицы: «Семь раз отмерь, один – отрежь»;»Дело мастера боится»; «На все руки мастер»; «Картошка поспела – берись за дело»; «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»;  «Больше дела – меньше слов»; «Горе есть – горюй, дело есть – работай»; «Заработанный хлеб сладок»; «Без работы пряников не купишь»; «Чтобы не ошибиться, не надо торопиться»; «Будешь книги читать, будешь всё знать»;»Ученье свет, а неученье – тьма»; «Дом без книги, что без окон».

 

 

 

  Консультация родителям

                                                     НАСИЛИЕ НАД ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ

Насилие нередко встречается в семьях, где внешне всё хорошо. Нечасто можно увидеть домашнее насилие над детьми – любые действия или бездействие родителей или других взрослых, в результате которых наносится вред физическому и психическому здоровью ребёнка, создаются условия, мешающие его оптимальному развитию, а также нарушаются права ребёнка.

         Факторы уязвимости детей:

1 – отсутствие информации о домашнем насилии у родителей и детей;

Ребёнок, с которым постоянно жестоко обращаются, не представляет себе, что может быть иначе. Он воспринимает происходящее как норму. Родители также не рассматривают телесные наказания, семейные скандалы как формы насилия в отношении детей.

2 – бессилие и зависимость детей;

Ребёнок зависит от родителей, авторитет которых для детей непререкаем. Маленький ребёнок не способен спрятаться от насилия. Но он испытывает страх от того, что его могут наказать, ударить, или от того, что видит, как папа бьёт маму. Ребёнок не в состоянии понять, почему самые дорогие люди причиняют боль ему или друг другу.

3 – изолированность детей;  

Дети часто не знают, что могут рассказать о своих проблемах другим взрослым. Факты свидетельствуют: число несовершеннолетних, пострадавших и погибших от насилия со стороны родителей, растёт с каждым годом.

Определить масштабы насилия над детьми достаточно сложно. Родители, призванные защищать своих детей, часто молчат и не сообщают случаев жестокого обращения в семье. Соседи, родственники также молчат об этом. Зачастую становится известно о насилии, когда дети приходят с травмами или, когда поведение их становится непонятным…

Виды насилия, их проявление и последствия:

Физическое насилие – это избиение, подзатыльники, щепки, удары, прижигание горячим, удушение, утопление, вовлечение ребёнка в употребление алкоголя, наркотиков, а также отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание.

Последствия физического насилия для ребёнка:

ближайшие, отдалённые.

Ближайшие – характерные физические травмы и повреждения, а также изменения в эмоциональном состоянии ребёнка.

Отдалённые – различные заболевания, нарушения физического и психического здоровья.

Психологическое (эмоциональное) насилие  постоянное вербальное или невербальное оскорбления ребёнка, обвинения, угрозы и унижения со стороны родителей. Это и демонстрация нелюбви и неприязни, предъявляемые ребёнку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.

Психологическое насилие очень распространено. Наверно, нет ни одного человека, который бы ему не подвергался.

Последствия психологического насилия для ребёнка:

  • низкая самооценка;
  • эмоциональные проблемы. Не может рассказать о своих чувствах,

понять чувства другого;

  • проблемы в построении отношений.  Ребёнок не испытывает доверия к

людям;

  •  в частности,

насилия в киберпространстве. Ребёнок уходит в сеть потому, что чувствует себя неуютно дома.

Сексуальное насилие – самый страшный вид насилия, который

заключается в том, что ребёнок используется взрослым для получения сексуального удовлетворения.

Обычно от сексуального насилия страдают дети до 12 лет, чаще всего в возрасте 3-7 лет.  Ребёнок не понимает, что с ним происходит, боится рассказать близким. К тому же насилие происходит чаще всего со стороны близких, родственников (инцест). Если родители никогда не говорили с ребёнком, как надо вести себя в подобных ситуациях, дети верят тому, что слышат, тем более, что насильниками могут быть отец, дедушка, дядя.

Проблема инцеста носит скрытый характер. Мать отказывается верить ребёнку: «всё – ложь». Мать верит ребёнку, но никому об этом не рассказывает, боится, что посадят отца.

Последствия сексуального насилия:

Ближайшие:

  • хотят заняться сексом;
  • невозможно получить то, что хочешь, если не вести себя сексуально;
  • взрослые способны причинить боль, а родители могут не встать на

защиту;

Отдалённые:

  • неадекватное сексуальное поведение и проблемы при сексуальном

контакте;

  • посттравматическое стрессовое расстройство (воспоминания, сны);
  • саморазрушающее поведение.  Злоупотребление алкоголем,

наркотиками.  Членовредительство себе, суицид;

  • состояние сверхбдительности или, наоборот, мнимой беспомощности

перед возможной опасностью;

  • неспособность налаживать и поддерживать близкие отношения.

     Помощь детям:

Если детям верят и принимают адекватные меры, в большинстве случаев можно предотвратить последствия насилия для психического здоровья.

     Четыре заповеди мудрого родителя:

  • пытаться сделать из своего ребёнка самого-самого – неблагодарное

занятие;

  • не сравнивайте ребёнка вслух с другими детьми;
  • не шантажируйте ребёнка;
  • никогда не выясняйте отношения с ребёнком при свидетелях.

Хотелось бы напомнить всем родителям о самых простых, но очень необходимых способах выражения родительской любви:

  • : называйте ребёнка ласковыми именами;
  • : как можно больше ласкайте своего ребёнка;
  • : разговаривайте с ребёнком, чтобы его глаза были на уровне

ваших глаз;

 

 

Статьи Уголовного Кодекса Республики Беларусь о наказании за насильственное обращение с детьми [16, с. 123-136, с.210].

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ИДЕАЛЬНОГО ПЕРВОКЛАССНИКА

  1. Педагогическая готовность:

-навыки чтения;

-навыки письма;

-навыки рисования;

-звуковая культура речи (чистая речь);

-умеет развернуто ответить на вопрос;

-хороший словарный запас;

-хорошая общая осведомленность.

  1. Интеллектуальная готовность:

-дифференцированность восприятия как основа мышления;

-развито воображение;

-хорошая ориентировка в пространстве и времени; -развито наглядно-образное мышление (умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности, а также умение сравнивать их, видеть сходное и отличное);

-развита тонкая моторика рук (владение карандашом, ручкой, ножницами, навыки рисования);

-хорошая память;

-развита регулирующая функция речи (выполняет словесные инструкции);

-интеллектуальная активность (умение превратить учебную задачу в самостоятельную цель деятельности);

-предпосылки абстрактно-логического мышления (способность понимать символы, формулировать вопросы, самостоятельно рассуждать, находить причины явлений и делать простые выводы). 

  1. Мотивационная готовность:

-выраженность познавательных интересов;

-стремление освоить роль школьника (хочет ходить в школу, иметь портфель и т. п.);

-принятие системы требований, предъявляемой школой и учителем.

  1. Эмоционально-волевая готовность:

-умение управлять своим поведением (на уроке, во время перемены);

-сохранение работоспособности в течение одного урока и в течение учебного дня;

-эмоциональная устойчивость (регуляция эмоций);

-произвольная регуляция внимания (концентрация, устойчивость, переключение внимания);

-умение задерживать свои импульсы (например, не перебивать других в разговоре);

-умение продлить действие, приложив к этому волевое усилие.

  1. Коммуникативная готовность:

-желание общаться со взрослыми и детьми;

-умение установить контакт с учителем;

-сохранение чувства дистанции;

-способность к личностному контакту со взрослым (в противовес ситуативному);

-умение устанавливать контакт со сверстниками;

-умение войти в детский коллектив и найти свое место в нем;

-умение выполнять совместную работу;

-умение поддерживать равноправные взаимоотношения со сверстниками.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ

  1. Каждый день оставляйте время на беседы с ребенком о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему мама хочет его туда повести (там интересно, там дети играют и гуляют, маме надо заняться делами)
  2. Заранее спланируйте прогулки на территорию выбранного учреждения. Обращайте внимание малыша на красоту территории детского сада. Акцентируйте внимание ребенка на том, что скоро он сможет здесь гулять и играть вместе со всеми детьми и воспитателем.
  3. С гордостью рассказывайте своим знакомым в присутствии малыша, что он уже подрос и готовится ходить в детский сад.
  4. Помните, что с началом посещения детского сада ребенок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребенку дома.
  5. Расскажите ему, что в детском саду он сможет приобрести новых друзей. Научите его примерным фразам, словам, какими он сможет обращаться к новым своим друзьям.
  6. Обязательно поговорите с ним о роли воспитателя. Многие дети ошибочно считают, что мама их бросила и отдала чужой тете. Научите ребенка, как обращаться к воспитателю, как правильно заявлять о своих потребностях.
  7. Предупреждайте малыша, что могут быть и трудности из-за того, что там деток много, а воспитатель один. Обучайте его терпению.
  8. Поиграйте с ребенком дома в игру «Детский сад». Создайте пару типичных ситуаций, которые могут возникнуть в детской группе. Подскажите несколько вариантов для малыша, которые помогут ему на них реагировать.
  9. Чтобы часть семейной атмосферы была с малышом, позвольте ему брать с собой любимые игрушки. Научите его делиться ими с детьми.
  10. Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями. Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу сына или дочери. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству. Это хороший фундамент прочных детско-родительских взаимоотношений.
  11. Конфликтные ситуации, недоразумения с воспитателями решайте без агрессии и не в присутствии ребенка. Не критикуйте детский сад, не возмущайтесь недостатками работы дошкольного учреждения при ребенке.

Давайте, дорогие родители, оценим себя: какие же мы родители? Иногда мы правы, а иногда чувствуем вину перед ребенком, но не показываем этого.

Кому же не хочется получить ответ на этот вопрос: «Какой же я родитель?»

Отметьте, пожалуйста, те фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми.

  1. Сколько раз тебе повторять? (2 балла)
  2. Посоветуй мне, пожалуйста. (1балл)
  3. Не знаю, что бы я без тебя делала! (1 балл)
  4. И в кого ты такой уродился (2 балла)
  5. Какие у тебя замечательные друзья! (1 балл)
  6. Ну на кого ты похож? (2 балла)
  7. Я в твои годы…(2 балла)
  8. Ты моя опора и помощник (1 балл)
  9. Ну что за друзья у тебя? (2балла)
  10. О чем ты только думаешь? (2 балла)
  11. Какой ты у меня умница! (1 балл)
  12. А как ты считаешь? (1 балл)
  13. У всех дети как дети, а ты… (2 балла)
  14. Какой ты у меня сообразительный! (1 балл)

 

Теперь посчитайте общее количество баллов.

От 5 до 7 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Вы уважаете ребенка, и он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.

От 8 до 10 баллов намечаются некоторые сложности во взаимоотношениях с ребенком, непонимание его проблем, попытки перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.

От 11 баллов и более. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

Это лишь намек на действительное положение дел, ведь того, какой вы родитель не знает никто лучше вас

 

 

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

1.Любите своего ребёнка, и пусть он никогда не усомнится в этом.

2.Принимайте своего ребёнка таким, какой он есть, — со всеми его достоинствами и недостатками.

3.Опирайтесь на лучшее в ребёнке, верьте в его возможности.

4.Старайтесь внушать ребёнку веру в себя и в свои силы.

5.Стремитесь понять своего ребёнка, заглянуть в его мысли и чувства, ставьте себя на его место.

6.Создайте условия для успеха ребёнка, дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.

7.Не пытайтесь реализовать в ребёнке с вои несбывшиеся мечты и желания.

8.Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.

9.Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребёнок неповторим и уникален.

10.Не рассчитывайте на то, что ребёнок вырастет таким, как вы хотите.

11.Помните, что ответственность за воспитание своего ребёнка несёте именно ВЫ.

 

ДЕТИ И ТЕЛЕВИДЕНИЕ

                                           Телевизор – неотъемлемый «член» любой семьи сегодня. Телевидение оказывает большое влияние на психологическое и физиологическое состояние ребёнка. Есть свои плюсы в использовании этого средства массовой информации, но есть и минусы. Родителям нужно стараться защитить ребёнка от пагубного слияния телевидения на психику ребёнка.

  Если в былые времена любимым способом времяпрепровождения у детей всего мира считались подвижные игры на улице или в помещении, то в современном мире телевидение удерживает прочное лидерство в рейтинге детских забав. В свете этого не удивительно, что у малышей появляется множество психологических и физических проблем. Ведь они ведут малоподвижный образ жизни. Спросите у ребёнка, хочет ли он поиграть в классики или казаки-разбойники. Услышав ответ, Вы поймёте, что многие современные дети даже не имеют представления о таких играх. Более знакомы им игры на телефоне (это хорошо, если у Вас не мобильном будет безлимитный тарифный план, а то ребёнок вогнал бы вас в долги перед операторами мобильной связи) или просмотр телевизионных программ.

Фактически телевиденье является барьером между внешним миром и ребёнком. И родителям следует понять всю полноту проблемы и пытаться её решить. Ведь одно дело, когда Ваш малыш иногда смотрит мультфильмы по ТВ, другое – когда часами, как он часами, как зомби, смотрит в телевизионный ящик. Дозированный доступ детей обязателен.

 

Итак, каким же образом телевиденье влияет на психологическое и физическое состояние ребёнка?

Телевиденье оказывает не только отрицательное влияние на детей, но и положительное.

 

Что же благоприятного может принести нашим детям ТВ?

  1. Какое бы это времяпровождение для ребёнка не было, но оно проходит в кругу семьи. Если Вы вместе со своим чадом смотрите познавательную передачу, интересный мультик, то это принесёт приятные эмоции всем членам Вашей ячейки общества и сплотит её.
  2. Телевиденье – это информационный источник событий в мире и стране не только для взрослых, но и для детей. Сегодня общество требует от младшего поколения быть технологически готовыми и развитыми. Поэтому в данном компоненте телевиденье может сослужить хорошую службу.
  3. Многие передачи для детей имеют образовательный и развивающих характер. Просмотр их оказывает положительное влияние на расширение кругозора ребёнка. Это различные обучающие, документальные и исторические программы, проекты про животных, окружающую среду и т.д. Они дают детям знания о важных культурных, духовных и моральных ценностях.

Это плюсы. А теперь о минусах. Отрицательное влияние телевиденья на ребёнка, к сожалению, очень велико и зачастую, гораздо ощутимее, чем положительное.

 

  1. Дети приучаются к поверхностному восприятию жизни, становятся пассивными интеллектуально ленивыми.
  2. Под влиянием поведения и действия героев мультфильмов слабеет собственная энергия и творческий потенциал ребенка.

 

  1. Постоянное сидение у телевизора, где в изобилии показывают сцены жестокости, вызывает немотивированную агрессию даже у маленьких зрителей.
  2. Низкая двигательная активность, а она прямое следствие пристрастия к телевизору, вызывает ожирение.
  3. Нарушается питание, так как дети, сидя у телевизора, питаются урывками, перекусывают нездоровой пищей (чипсами и другими вариантами фаст-фуда).
  4. Раннее знакомство детской психики со сторонами взрослой жизни (большое количество передач о сексе и программ с подобной тематикой) не может положительно сказаться на развитии младшего поколения.

 

  1. Многие программы способствуют формированию неправильных ценностей. Ведь они сосредоточены на физической красоте, и объяснить ребёнку, что он уникален и вовсе не должен походить на стройных дядей и тётей из телевизора, очень сложно.
  2. Низкопробные фильмы влияют на физическое состояние ребенка: у него портится зрение, слабеет нервная система, начинаются частые простуды.

 

 

Что же делать родителям, чтобы защитить своего ребёнка от вредного влияния телевиденья и несоответствующих возрасту переживаний, связанных с ним?

  • Детям младше шести лет достаточно давать доступ к телевизору не более чем на один час в день. Чем старше ребёнок, тем это время можно увеличивать, но до разумных пределов. Если не нормировать просмотр телевизионных передач, то у детей вырабатывается психологическая зависимость от телевиденья. Им хочется всё больше и больше времени проводить у телевизора. Это как наркотик.
  • Не используйте телевизор в качестве няни, как делают сегодня многие современные родители. Включил мультики и занимаешься своими делами. Ребёнок при этом Вам не мешает, но он остаётся без присмотра, лишается нормального человеческого общения и вообще здорового образа жизни.
  • Посмотрите сами те передачи, которыми увлечены ваши дети, чтобы познакомиться с главными героями и попытаться понять, что их делает такими привлекательными для детей.
  • Замените время просмотра наиболее неподходящих, на ваш взгляд, телепередач прогулкой, совместной игрой, чтением.
  • Побуждайте ребенка рассказывать о том, что он увидел, понял в телепередаче. Задавайте вопросы о том, в каких случаях ему могут пригодиться эти знания. Если ребёнок не хочет рассказывать о просмотренном, объясните, что Вам можно доверять и обсуждать любые темы
  • Никогда не показывайте ребёнку негативных эмоций (испуга или ярости) по поводу той или иной телепрограммы, так как, увидев Вашу реакцию, он ни за что не станет делиться с Вами в следующий раз.

 

 

 

 

 

 

Запрещать ребёнку смотреть телевизор полностью тоже нельзя. Это ведёт к обратному эффекту, к стремлению нарушить запрет. К тому же лишает возможности получить положительный опыт и знания с помощью телевиденья. А это может отрицательно сказаться на поведении ребёнка в социуме. Всё хорошо в меру и дозировано.

 

 

 

 

Телевизор – неотъемлемый «член» любой семьи сегодня. Телевиденье оказывает большое влияние на психологическое и физиологическое состояние ребёнка. Есть свои плюсы в использовании этого средства массовой информации, но есть и минусы. Родителям нужно стараться защитить ребёнка от пагубного слияния телевиденья на психику ребёнка.

 

Если в былые времена любимым способом времяпрепровождения у детей всего мира считались подвижные игры на улице или в помещении, то в современном мире телевиденье удерживает прочное лидерство в рейтинге детских забав. В свете этого не удивительно, что у малышей появляется множество психологических и физических проблем. Ведь они ведут малоподвижный образ жизни. Спросите у ребёнка, хочет ли он поиграть в классики или казаки-разбойники. Услышав ответ, Вы поймёте, что многие современные дети даже не имеют представления о таких играх. Более знакомы им игры на телефоне (это хорошо, если у Вас не мобильном будет безлимитный тарифный план, а то ребёнок вогнал бы вас в долги перед операторами мобильной связи) или просмотр телевизионных программ.

Фактически телевиденье является барьером между внешним миром и ребёнком. И родителям следует понять всю полноту проблемы и пытаться её решить. Ведь одно дело, когда Ваш малыш иногда смотрит мультфильмы по ТВ, другое – когда часами, как он часами, как зомби, смотрит в телевизионный ящик. Дозированный доступ детей обязателен.

 

Итак, каким же образом телевиденье влияет на психологическое и физическое состояние ребёнка?

Телевиденье оказывает не только отрицательное влияние на детей, но и положительное.

 

Что же благоприятного может принести нашим детям ТВ?

  1. Какое бы это времяпровождение для ребёнка не было, но оно проходит в кругу семьи. Если Вы вместе со своим чадом смотрите познавательную передачу, интересный мультик, то это принесёт приятные эмоции всем членам Вашей ячейки общества и сплотит её.
  2. Телевиденье – это информационный источник событий в мире и стране не только для взрослых, но и для детей. Сегодня общество требует от младшего поколения быть технологически готовыми и развитыми. Поэтому в данном компоненте телевиденье может сослужить хорошую службу.
  3. Многие передачи для детей имеют образовательный и развивающих характер. Просмотр их оказывает положительное влияние на расширение кругозора ребёнка. Это различные обучающие, документальные и исторические программы, проекты про животных, окружающую среду и т.д. Они дают детям знания о важных культурных, духовных и моральных ценностях.

 

Это плюсы. А теперь о минусах. Отрицательное влияние телевиденья на ребёнка, к сожалению, очень велико и зачастую, гораздо ощутимее, чем положительное.

 

  1. Дети приучаются к поверхностному восприятию жизни, становятся пассивными интеллектуально ленивыми.
  2. Под влиянием поведения и действия героев мультфильмов слабеет собственная энергия и творческий потенциал ребенка.

 

  1. Постоянное сидение у телевизора, где в изобилии показывают сцены жестокости, вызывает немотивированную агрессию даже у маленьких зрителей.
  2. Низкая двигательная активность, а она прямое следствие пристрастия к телевизору, вызывает ожирение.
  3. Нарушается питание, так как дети, сидя у телевизора, питаются урывками, перекусывают нездоровой пищей (чипсами и другими вариантами фаст-фуда).
  4. Раннее знакомство детской психики со сторонами взрослой жизни (большое количество передач о сексе и программ с подобной тематикой) не может положительно сказаться на развитии младшего поколения.

 

  1. Многие программы способствуют формированию неправильных ценностей. Ведь они сосредоточены на физической красоте, и объяснить ребёнку, что он уникален и вовсе не должен походить на стройных дядей и тётей из телевизора, очень сложно.
  2. Низкопробные фильмы влияют на физическое состояние ребенка: у него портится зрение, слабеет нервная система, начинаются частые простуды.

 

 

Что же делать родителям, чтобы защитить своего ребёнка от вредного влияния телевиденья и несоответствующих возрасту переживаний, связанных с ним?

  • Детям младше шести лет достаточно давать доступ к телевизору не более чем на один час в день. Чем старше ребёнок, тем это время можно увеличивать, но до разумных пределов. Если не нормировать просмотр телевизионных передач, то у детей вырабатывается психологическая зависимость от телевиденья. Им хочется всё больше и больше времени проводить у телевизора. Это как наркотик.
  • Не используйте телевизор в качестве няни, как делают сегодня многие современные родители. Включил мультики и занимаешься своими делами. Ребёнок при этом Вам не мешает, но он остаётся без присмотра, лишается нормального человеческого общения и вообще здорового образа жизни.
  • Посмотрите сами те передачи, которыми увлечены ваши дети, чтобы познакомиться с главными героями и попытаться понять, что их делает такими привлекательными для детей.
  • Замените время просмотра наиболее неподходящих, на ваш взгляд, телепередач прогулкой, совместной игрой, чтением.
  • Побуждайте ребенка рассказывать о том, что он увидел, понял в телепередаче. Задавайте вопросы о том, в каких случаях ему могут пригодиться эти знания. Если ребёнок не хочет рассказывать о просмотренном, объясните, что Вам можно доверять и обсуждать любые темы
  • Никогда не показывайте ребёнку негативных эмоций (испуга или ярости) по поводу той или иной телепрограммы, так как, увидев Вашу реакцию, он ни за что не станет делиться с Вами в следующий раз.

 

 

 

 

 

 

Запрещать ребёнку смотреть телевизор полностью тоже нельзя. Это ведёт к обратному эффекту, к стремлению нарушить запрет. К тому же лишает возможности получить положительный опыт и знания с помощью телевиденья. А это может отрицательно сказаться на поведении ребёнка в социуме. Всё хорошо в меру и дозировано.